Государственное учреждение образования

"Средняя школа №9 г.Борисова"

Средняя школа №9 г.Борисова

 

 

222514, Минская область, город Борисов,  ул. III Интернационала,д.143, тел./факс 8-0177-79-42-69,

Электронная почта: guoshkola9@rambler.ru

 

  • Новости

  • О школе

  • Музей "Н-Неман"

  • Наши достижения

  • Направления ВР

  • Живая память

  • Метод. кабинет

  • МО

  • СППС

  • Учащимся

  • Шестой день

  • Выпускнику

  • Родителям

  • БРСМ

  • ЮИД

  • ЮСП

  • ОСВОД

  • Медиа-центр

  • Азбука безопасности

  • Стоп! Спайс!

  • Профилактика

  •  

     

     

     

     

    Важно знать!

    Птица 2018 года в Беларуси: черноголовый щегол.

    Подробнее

     

     

     

     

     

     

     

    счетчик посещений

     

    Конструирование технологической карты урока 

    Поскольку идея и термин заимствованы, обратимся к справочному изданию соответствующей сферы. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА – форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т.п. Итак, методологические позиции, на которые мы будем опираться при конструировании технологической карты урока:

    ·                   она имеет статус документа;

    ·                   в ней записан весь процесс;

    ·                   указаны операции, их составные части;

    ·                   названы материалы;

    ·                   перечислено оборудование;

    ·                   указаны инструменты;

    ·                   обозначены технологические режимы;

    ·                   рассчитано время;

    ·                   определён квалификационный статус исполнителей.

    Конструируя технологическую карту урока, мы мысленно пройдём все ступени деятельности, которая приведёт к намеченному результату. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой оставляет его целесообразное изменение и преобразование. Деятельность человека предполагает определённое противопоставление субъекта и объекта деятельности: человек противополагает себе объект деятельности как материал, который должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в продукт деятельности. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности, и, следовательно, неотъемлемой характеристикой деятельности является её осознанность.

    В структуре технологической карты урока мы предлагаем выделить блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса:

    І) блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить);

    ІІ) инструментальный блок (какими средствами это достижимо);

    ІІІ) блок организационно-деятельностный (структуризация на действия и операции).

    І. Блок целеполагания

    1. Тема урока. Материалом, подлежащим преобразованию в процессе познавательной деятельности на уроке, является проблема, определяемая программой учебной дисциплины. Из объекта, лежащего вне сферы знания ученика, этот материал должен превратиться в результате технологического процесса в сущностную характеристику ученика, содержание его знания, умений, навыков, вектор, определяющий направленность личности. Этот материал является тем, что определяет тему урока.

    2. Цель урока. Любая человеческая деятельность начинается с определения цели. ЦЕЛЬ – один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определённых средств. Цель выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему. Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и целью; осуществление цели является процессом преодоления этого несоответствия. В нашем случае цель урока определяется планируемым результатом урока и путями реализации этого плана. Целеполагающий блок технологической карты включает в себя несколько компонентов. Цель урока, формулируя которую, учитель традиционно отвечает на вопрос о том, что он должен сделать за время урока, определив при этом генеральную задачу. Этим очерчивается тот аспект цели, который обозначен в определении как пути реализации.

    3. Планируемый результат. Для того, чтобы в тени не остался главный компонент цели, вносим в технологическую карту урока предвосхищение в мышлении результата деятельности, его образ. Мы получаем ещё один компонент целеполагающего блока – планируемый результат: ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ.

    Этим не исчерпывается целеполагающий блок технологической карты урока. Говоря о технологизации образовательного процесса, нельзя оставить в стороне заботу о восхождении к личности. Поэтому неотъемлемым является следующий компонент целеполагающего блока – личностно-формирующая направленность урока.

    4. Личностно-формирующая направленность урока. Этот компонент формулируется через понятия, характеризующие феномен личности: как можно использовать тематическое содержание урока для формирования личностных потребностей, интересов, идеалов, ценностей, установок, убеждений, мировоззрения, направленности личности – всего того, во имя чего человек живёт, познаёт, действует. Каждый предмет и каждая тема урока обладают своими возможностями формирования личности ребёнка.

    ІІ. Инструментальный блок

    5. Задачи урока. Достижение цели урока не дано непосредственно. Оно опосредовано целым рядом действий, структурирующих деятельность на уроке. Каждое действие мысленно предвосхищается как задача, которую необходимо решить. Условия задач формулирует учитель. Однако обратим внимание на то, что, активизируя познавательную деятельность учащихся, учитель с помощью проблемных вопросов побуждает ребят самостоятельно формулировать задачи, решение которых приведёт к цели. ЗАДАЧА – данная в определённых условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определённой процедуре. Полный цикл продуктивного мышления включает постановку и формулирование задачи самим субъектом, что происходит при предъявлении ему заданий, условия которых имеют проблемный характер. Задачи могут возникать в практической деятельности или создаваться преднамеренно (учебные, игровые и т.п.). Иерархически организованная последовательность задач образует программу деятельности. Итак, необходимо сформулировать перечень всех задач, выстроить их иерархическую последовательность как программу деятельности на уроке. Решив их, содружество «ученик – учитель» придёт к достижению генеральной цели. Формулировка задач урока чаще всего имеет форму ответов на вопрос: «Что я должен сделать, чтобы достичь цели урока?» Соответственно, начало выглядит следующим образом: проверить…, объяснить…, повторить…, научить…, продемонстрировать…, побудить к самостоятельному… и т.п. Практически задачи урока есть та основа, которая составит план урока, будучи выстроенной в технологической последовательности. Перечнем задач (действий) будет обусловлена операциональная структура урока. На фоне этого перечня учитель увидит наиболее целесообразный для решения этих задач тип урока. ОПЕРАЦИЯ – единица деятельности, способ выполнения действия, определяемый условиями наличной (внешней или мысленной) ситуации. Понятие операции введено А.Н. Леонтьевым и используется при изучении относительно законченных и, как правило, автоматизированных перцептивных, моторных, мнемических и интеллектуальных актов, входящих в состав того или иного действия.

    6. Тип урока. Тип урока определяется его сущностными целями и задачами, а не стремлением к зрелищности, вытесняющей правду образовательного процесса. Он играет не самодовлеющую роль, а служебную, и в этом его ценность. Перечислим лишь некоторые из возможной палитры типов урока: комбинированный, усвоения нового материала, урок повторения и закрепления, применения знаний и умений, обобщения и систематизации, контроля и оценки знаний, урок коррекции знаний.

    Итак, тема известна, цель сформулирована, задачи выстроены, форма урока избрана. Встаёт вопрос об инструментальном обеспечении урока – учебно-методическом комплексе. Его структура и перечень составляющих определяются конкретным содержанием урока по конкретной учебной дисциплине, его конкретными целями и задачами. Поэтому здесь невозможна универсальная схема. Предлагаем примерную структуру этого раздела технологической карты урока.

    7. Учебно-методический комплекс. Кратко прокомментируем некоторые составляющие учебно-методического комплекса. В его состав входят: тексты всех заданий на всех этапах урока, тексты домашних заданий, карточки с указанием адреса источника (где находятся задания). Все материалы урока – в приложение, в таблице-схеме указывается их последовательность.

    1) Источники информации: программа дисциплины, план урока, литература для учителя и для учеников, учебники, сборники задач, практических заданий, диктантов, интернет-сайты, кинофильмы, видеозаписи, аудиозаписи, научная периодическая печать, массовая периодическая печать, учебные телефильмы и т.п.

    2) Оборудование: приборы, технические средства обучения, электронные средства обучения, технические средства обучения аудио или видео, телевидение, компьютеры, локальная сеть, магнитная доска, реактивы, демонстрационные модели по содержанию учебной дисциплины и т.п.

    3) Дидактическое сопровождение: проблемные вопросы, когнитивные и деятельностные установки, понятийный аппарат, логические схемы, таблицы, карты, рисунки, видео и аудиозаписи, компьютерные материалы, индикаторы обратной связи и т.п.

    4) Материалы для познавательной деятельности учеников: уровневые задания, карточки для самостоятельной работы, тексты контрольных самостоятельных работ, технологические карты лабораторных работ, инструкция по технике безопасности, задания для выполнения на уроке, задания для самопроверки, индикаторы для обратной связи (например, цветные карточки или листочки с краткими ответами), другие материалы, с которыми непосредственно работает ученик (например, раздел учебника, задания из других источников) и т.п.

    Особо необходимо сказать о когнитивно-деятельностных установках, которые даёт учитель. Призывы «слушайте внимательно» лишены содержательной конкретности, не обозначают умственных действий, которые необходимо произвести ребёнку. Система познавательных установок и проблемных вопросов является той методической матрицей, которую Фрэнсис Бэкон называл фонарём, освещающим путь познания. Установки могут быть следующего свойства:

    ·                   если слушают объяснение, то что услышать;

    ·                   если смотрят учебный фильм, то что увидеть;

    ·                   если решается задача – следить за ходом решения учителя или ученика;

    ·                   зафиксировать аргументы, интересные места, новое для себя, непродуктивные попытки решения и т.п.

    Во время объяснения учителем нового материала не просто слушать, а выполнять установочные задания (мысленно или письменно). Письменно – более продуктивно. Если тема урока предполагает усвоение новых терминов и понятий, то их включаем в перечень познавательных установок урока. Хорошо записать эти понятия на карточки (у учащихся всегда есть готовые листочки для подобных заданий). «Блиц-перекличка», эстафета, составить кроссворд с этими понятиями, загадки, частушки, рифмы, занимательные вопросы, шутки и разные другие творческие мыслительные действия, способствующие интериоризации. В учебно-методический комплекс включаются материалы, содержащие эталоны оценивания знаний, соотнесённые с их соответствующим уровнем. Система оценивания должна быть прозрачной, понятной ученикам: она – один из ведущих стимулов учения, компас для определения азимута в индивидуальном образовательном маршруте, планка уровня притязаний. Таким образом, подготовительная работа проделана. Можно приступать к построению модели урока. Она находит своё осязаемое выражение в таблице-схеме, которая является собственно планом урока. Теперь мы вправе выстраивать следующий элемент технологической карты урока.

     ІІІ. Организационно-деятельностный блок

    8. План урока. Таблица-схема урока, которую мы предлагаем как форму плана, позволяет скоординировать работу учителя и учеников на уроке, чётко её структурировав по субъектам, действиям, операциям, объектам, времени. Она отражает одновременную работу разных субъектов, увязывая их деятельность с целевой установкой урока. Ход урока определяется его типом. На каждом этапе урока – свои организационные формы. Каждый этап предполагает специфические действия и операции учителя и учеников.

    ЭТАПЫ КОМБИНИРОВАННОГО УРОКА

    ü     Организационный

    ü     Ориентировочно-мотивационный

    ü     Проверка домашнего задания

    ü     Актуализация субъективного опыта учащихся

    ü     Освоение новых знаний и способов деятельности

    ü     Первичная проверка понимания изученного

    ü     Закрепление изученного (задания, задачи, упражнения)

    ü     Оценочно-рефлексивный:

    ·                   Информирование о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

    ·                   Подведение итогов урока

    ·                   Рефлексия

    ЭТАПЫ УРОКА УСВОЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

    ü     Организационный

    ü     Ориентировочно-мотивационный

    ü     Актуализация субъективного опыта учащихся

    ü     Освоение новых знаний и способов деятельности

    ü     Первичная проверка понимания изученного

    ü     Коррекция

    ü     Информирование о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

    ü     Подведение итогов урока

    ü     Рефлексия

    ЭТАПЫ УРОКА ПОВТОРЕНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ

    ü     Организационный

    ü     Ориентировочно-мотивационный

    ü     Актуализация субъективного опыта учащихся

    ü     Закрепление изученного (задания, задачи, упражнения)

    ü     Контроль и самоконтроль

    ü     Коррекция

    ü     Информирование о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

    ü     Подведение итогов урока

    ü     Рефлексия

    ЭТАПЫ УРОКА ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

    ü     Организационный

    ü     Ориентировочно-мотивационный

    ü     Актуализация субъективного опыта учащихся

    ü     Закрепление изученного (задания, задачи, упражнения)

    ü     Применение изученного

    ü     Информирование о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

    ü     Подведение итогов урока

    ü     Рефлексия

    ЭТАПЫ УРОКА ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ

    ü     Организационный

    ü     Ориентировочно-мотивационный

    ü     Обобщение и систематизация

    ü     Контроль и самоконтроль

    ü     Коррекция

    ü     Информирование о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

    ü     Подведение итогов урока

    ü     Рефлексия

    ЭТАПЫ УРОКА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ

    ü     Организационный

    ü     Ориентировочно-мотивационный

    ü     Контроль и самоконтроль

    ü     Коррекция

    ü     Информирование о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

    ü     Подведение итогов урока

    ü     Рефлексия

    ЭТАПЫ УРОКА КОРРЕКЦИИ ЗНАНИЙ

    ü     Организационный

    ü     Ориентировочно-мотивационный

    ü     Коррекция

    ü     Информирование о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

    ü     Подведение итогов урока

    ü     Рефлексия

    Структура таблицы-схемы урока детализирована до действий учителя и учеников и операций, выполняемых ими. В каком виде и каким образом представлена ученику новая информация, как будет организовано обучающее взаимодействие учителя с учеником, чтобы ученик обрёл знание, какие действия нужно выполнить ученику, чтобы знания стали почвой для умений, как тренироваться в закреплении умений, чтобы они стали навыками? Каждый шаг урока, обозначенный в таблице-схеме, даёт ответ на эти вопросы.

    ПЛАН МОДЕЛИ УРОКА

    Пояснительная записка

    Предлагается урок…(класс, тема, место в системе уроков по данной теме, обучающая цель данного урока)

    Приоритетом данного урока является… (направленность урока, средства поддержки)

    При проектировании урока учтены… (особенности класса, формы работы).

    Предложенное домашнее задание…

    Тема:

    Тема урока:

    Место и роль в системе уроков по данной теме:

    Тип урока:

    Цель урока:

    Задачи личностного развития:

    Предполагаемые результаты:

    Используемые технологии:

    Методы оценки:

    Методы оценивания:

    Оборудование:

    Формы организации познавательной деятельности:

    Дидактическое обеспечение урока:

    Межпредметные связи:

    Примечание:

     

    Ход урока:

    Этап урока

    Задача этапа:

    Ожидаемый результат:

     

    Методы

    Деятельность

    ФОУД

    Планируемое время

    учителя

    учащихся

     

     

     

     

     

     

     

    ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся

    (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).

    Обратим внимание на субъектную симметричность таблицы-схемы: «действия учителя – действия учеников». Организация работы учеников носит вариативный характер:

    ·                   действия, которые выполняют все учащиеся;

    ·                   действия, которые на данном этапе урока выполняет группа учеников (например, лабораторный опыт);

    ·                   действия, которые на данном этапе урока выполняет отдельный ученик (например, работа по карточкам).

    Обратим внимание на синхронизацию действий учителя и учеников, их волновой, симметричный характер и предлагаем примерные формулировки деятельности учителя и обучающихся:

    Деятельность учителя

    Проверяет готовность учащихся к уроку

    Озвучивает тему и цель урока

    Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока

    Выдвигает проблему

    Создает эмоциональный настрой на…

    Формулирует задание…

    Напоминает обучающимся, как…

    Предлагает индивидуальные задания

    Проводит параллель с ранее изученным материалом

    Обеспечивает мотивацию выполнения…

    Контролирует выполнение работы

    Осуществляет: индивидуальный контроль/выборочный контроль

    Побуждает к высказыванию своего мнения

    Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке

    Диктует

    Дает: комментарий к домашнему заданию, задание на поиск в тексте особенностей...

    Организует: взаимопроверку, коллективную проверку, проверку выполнения упражнения, беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний, оценочные высказывания обучающихся, обсуждение способов решения, поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий), самостоятельную работу с учебником, беседу, связывая результаты урока с его целями

    Подводит обучающихся к выводу о…

    Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи…

    Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников

    Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

    Деятельность учащихся

    Записывают слова, предложения / Делятся на группы

    Выполняют упражнение в тетради

    Пишут под диктовку

    По очереди комментируют…

    Обосновывают выбор написания…

    Приводят примеры

    Проговаривают по цепочке.

    Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют)

    На слух определяют

    Составляют схемы слов

    Проводят…

    Отвечают на вопросы учителя

    Выполняют задания по карточкам

    Называют правило, на которое опирались при выполнении задания

    Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух

    Озвучивают понятие…

    Выявляют закономерность…

    Анализируют…

    Определяют причины…

    Формулируют выводы наблюдений

    Объясняют свой выбор

    Высказывают свои предположения в паре

    Сравнивают…

    Читают текст/Читают план описания…

    Подчеркивают характеристики…

    Находят в тексте понятие, информацию

    Слушают стихотворение и определяют…

    Слушают доклад, делятся впечатлениями о…

    Высказывают свое мнение

    Осуществляют: самооценку, самопроверку, взаимопроверку, предварительную оценку

    Формулируют конечный результат своей работы на уроке

    Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

     9. Диагностика результатов урока. Важным представляется этап диагностики результатов урока при подведении его итогов. Учитель использует самые разнообразные оперативные методы контроля знаний, соотнося оценку их уровня с заданной целью урока таким образом, чтобы каждый ученик увидел всё пространство образовательного маршрута урока, успешно пройденные его этапы и те пункты, к которым необходимо вернуться при выполнении домашнего задания. На этом этапе может оказаться плодотворной и самодиагностика учеником знаний и умений, полученных на уроке, самостоятельное соотнесение с целью урока и вывод о задачах для самостоятельной работы.

    Обратим внимание на пункт 3: «Планируемый результат. Знания. Умения. Навыки». На этапе диагностики результатов урока мы, таким образом, должны соотнести полученные результаты с названным целеполагающим компонентом. Учитель-творец найдёт разнообразнейшие приёмы оперативной оценки знаний, умений и навыков, полученных учениками на уроке: это и опрос письменный, опрос устный, тестирование, блиц-опрос, перекличка, цепочка ответов и вопросов и т.д. Между названным этапом и завершающим этапом урока – домашним заданием – должна быть каузальная связь. Деятельность на уроке идёт к завершению; грядёт этап установок на самостоятельную работу ученика, следует то, что порой учениками не совсем любимо.

    10. Домашнее задание. Домашнее задание логически определяется целью урока и результатами урока. Зазор между ними – вот один из пунктов домашнего задания. Но не единственный. Закрепление знаний, умений и выработка навыков – таково предназначение домашнего задания в первую очередь. НАВЫК – действие, сформированное путём повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Интеллектуальный навык – автоматизированный приём, способ решения встречавшейся ранее задачи. По определению, навык формируется лишь при многократном повторении и поддерживается, не угасает, будучи постоянно востребованным. Вот в чём ценность домашнего задания. И не только. Простор для творчества: оснащённый соответствующими установками учителя молодой человек становится первооткрывателем велосипеда, вечного двигателя, бессмертия, способов возвращения в прошлое, средства Макропулоса, шапки-невидимки, ковра-самолёта… Домашнее задание судьбоносно. Познавательные установки, которые предлагает учитель, оглашая домашнее задание:

    ·                   на закрепление знаний;

    ·                   на углубление знаний;

    ·                   на развитие творческого уровня знаний;

    ·                   на выработку умений;

    ·                   на выработку и закрепление навыков.

    Учитель очерчивает эталоны оценивания уровня выполнения домашнего задания: обязательный, углублённый, творческий. Примерная схема когнитивных установок:

    ·                   что нужно выполнить;

    ·                   почему это нужно выполнить;

    ·                   как это выполнить;

    ·                   для чего нужны эти знания, умения и навыки в жизни и на следующем уроке;

    ·                   какие могут быть сложности;

    ·                   что повторить;

    ·                   на что обратить внимание;

    ·                   какова будет следующая тема урока;

    ·                   кто из одноклассников готов стать консультантом (не для того, чтобы списать, а для того, чтобы объяснить).

    В заключение перечислим методы педагогического взаимодействия на уроке:

    ·                   По источнику передачи и приобретения знаний: словесные, наглядные, практические;

    ·                   По характеру взаимодействия учителя и учащихся: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, методы проблемного изложения, частично-поисковые, исследовательские;

    ·                   По видам организации познавательной деятельности: перцептивные, логические, методы стимулирования и мотивации УПД, методы формирования интереса к учению, формирования долга и ответственности в учении.

     

     

     

     

     

    Новости

    школы

      ВНИМАНИЕ!

    Вечер встречи с выпускниками состоится

    3 февраля 2018 года с 14.00 до 16.00.

     

     

    .

     

     

     

     

     

     

    Актуальная информация

    Правила поведения на воде в осенне-зимний период.   Подробнее

     

    Статья 159 Уголовного Кодекса РБ "Оставление в опасности". Подробнее

    Игровая зависимость. Памятка для родителей. Подробнее

     

     

    Полезные ссылки

    Веб-квест

    questschool9.usite.pro/

     

    Спецобразование

    soschool9.usite.pro/

     

     

     

     

     

     

                 

    edu-shop.byy - Каталог продукции и услуг реализуемых учреждениями образования Минской области 

    Вышестоящий орган управления: Отдел образования, спорта и туризма  Борисовского райисполкома

    Администратор сайта Готто О.С.  © 2014-- borschool9.unibel.by

    Сайт зарегистрирован в Государственном регистре информационных ресурсов РБ.

    Регистрационное свидетельство №: 6141202788  от 14.06.2012г.