Государственное учреждение образования

"Средняя школа №9 г.Борисова"

Средняя школа №9 г.Борисова

 

 

222514, Минская область, город Борисов,  ул. III Интернационала,д.143, тел./факс 8-0177-97-60-09,

Электронная почта: guoshkola9@rambler.ru

 

  • Новости

  • О школе

  • Музей "Н-Неман"

  • Наши достижения

  • Направления ВР

  • Живая память

  • Метод. кабинет

  • МО

  • СППС

  • Учащимся

  • Шестой день

  • Выпускнику

  • Родителям

  • БРСМ

  • ЮИД

  • ЮСП

  • ОСВОД

  • Медиа-центр

  • Азбука безопасности

  • МЧС информирует

  • Стоп! Спайс!

  • Профилактика

  •  

     

     

     

     

    Важно знать!

    Птица 2018 года в Беларуси: черноголовый щегол.

    Подробнее

     

     

     

     

     

     

     

    счетчик посещений

     

    Современные образовательные технологии и реализация принципа здоровьесбережения в учебном процессе

    Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время.

    Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» -искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве.

    Технология - совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

    Педагогическая технология – совокупность психолого – педагогических приемов, методов обучения, воспитательных средств.

    Образовательная технология – это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.

    Анализируя определения, можно выделить критерии, которые и составляют сущность педагогической технологии:

    ·        однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);

    ·        отбор и структура содержания (что);

    ·        оптимальная организация учебного процесса (как);

    ·        методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);

    ·        объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).

    В образовательный процесс активно внедряются современные педагогические технологии, их отбор педагоги ведут на основе принципов здоровьесбережения, индивидуального, дифференцированного обучения.

     К современным технологиям относятся те, которые направлены на сохранение здоровья детей. Здоровье – это состояние полного физического, духовного и нравственного благополучия.

    Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.

    Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения.

    Принципы здоровьесбережения:

    1. «Не навреди!» — все применяемые методы, приёмы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.

    2. Приоритет заботы о  здоровье учителя и  учащегося — всё используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

    3. Непрерывность и преемственность — работа ведётся не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.

    4. Субъект-субъектные взаимоотношения — учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.

    5. Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объём учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.

    6. Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.

    7. Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

    8. Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.

    9. Ответственность за своё здоровье — у каждого ребёнка надо стараться сформировать ответственность за своё здоровье, только тогда  он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.

    Рассмотрим подходы к организации главной составляющей образовательного процесса — урока и способам оценки его качества с точки зрения  здоровьесбережения. Прежде всего, рассмотрим концепцию здоровьесбережения в форме структурно-логической схемы: цель — принципы — средства —результаты — условия.

    Наша концепция здоровьесберегающего обучения может быть представлена следующей логической цепочкой.

    Здоровьесберегающее обучение

    Направлено на цель — обеспечение психического здоровья учащихся.

    Опирается на принципы — природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации).

    Достигается через средства — учёт особенностей аудитории (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приёмов, сохраняющих интерес детей к учебному материалу; создание условий для самовыражения; инициация разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.

    Приводит к результатам — предотвращает усталость и утомляемость; усиливает мотивацию к учебной деятельности.

    Зависит от ресурсов — личный пример педагога; использования специальных педагогических технологий, эффективных средств самооценки деятельности педагога на уроке.

    Рассмотрим роль современных педагогических технологий в обеспечении здоровьесбережения на уроке.

    К современным педагогическим технологиям относятся:

    1.     Личностно-ориентированные технологии обучения:

    ·        технология проблемного обучения

    ·        технологии кейс-стади

    ·        технология разноуровневого обучения

    ·        технология проектной деятельности

    ·        технология обучение в сотрудничестве

    ·        технология развивающего обучения

    ·        игровые технологии

    2. Информационные технологии:

    ·        ИКТ

    ·        Технологии дистанционного обучения

    3. Технологии оценивания достижений учащихся:

    ·        Технология «Портфолио»,

    ·        Рейтинговые технологии.

    4. Интерактивные технологии:

    ·        Технология «Развитие критического мышления»,

    ·        Арт-технологии,

    ·        Технология «Дебаты»,

    ·        Тренинговые технологии.

     

    Технология проблемного обучения

    Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

    Целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей.

    В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается

    деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.

    Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов педагога, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.

    Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Не слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создают проблемной ситуации для детей.

    Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

     

    Технология кейс-стади

     

    Я слышу и я забываю.

    Я вижу и я запоминаю.

    Я делаю и я понимаю.

    Разновидностью проблемного обучения являются кейс – технологии.

    Кейс - технологии представляют собой группу образовательных технологий, приёмов  и методов  обучения, основанных на решении конкретных задач, проблем. Они  позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога.

    Кейс-технологии  –  технологии,  основанные  на  комплектовании  наборов  (кейсов) текстовых  учебно-методических  материалов  с  использованием  различных  видов носителей  информации.  К  кейс-технологиям  относятся:  метод  ситуационного  анализа; ситуационные  задачи  и  упражнения;  анализ  конкретных  ситуаций  (кейс-стадии);  метод кейсов;  метод  инцидента;  метод  разбора  деловой  корреспонденции;  игровое проектирование; метод ситуационно-ролевых игр; метод дискуссии.

    Метод casestudy, или ситуационного обучения (обучение на примере разбора конкретной ситуации. Он учит решать возникающие проблемы с учетом конкретных условий и фактической информации.

    Дословно «casestudy» переводится с английского как «пример для изучения», «изучение случая», «анализ учебной ситуации».

    Обучающиеся, проанализировав большой объем представленной в кейсе информации, должен выбрать правильный алгоритм принятия решений для аналогичных ситуаций, а не только для данной конкретной ситуации, изложенной в кейсе.

    Достоинства метода кейс - стади:

    ü использование принципов проблемного обучения – получение навыков решения реальных проблем, а не заучивание терминов с последующим пересказом, поскольку требует знания и понимания терминов, умения ими оперировать, выстраивать логические схемы решения проблемы, аргументировать свое мнение;

    ü получение навыков работы в команде;

    ü выработка навыков простейших обобщений;

    ü выработка навыков умения формулировать вопрос, аргументировать ответ.

     

    Разноуровневое обучение

    Ни для кого не секрет, что обучать всех школьников на одном высоком уровне практически невозможно. Тем более что он является часто недостижимым для многих учеников. А это означает появление у большинства из них отрицательного отношения к образовательному процессу в целом. На помощь приходит технология разноуровнего обучения.

    Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.

    Уровневая дифференциация осуществляется не за счёт уменьшения объёма изучаемой информации, а обеспечивается ориентацией школьников на различные требования к его усвоению.  Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это создание разнообразных условий обучения для различных классов, групп с целью учёта их особенностей. А цель дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей, способностей, особенностей. 

     

    Технология проектного обучения

    Исходный лозунг основателей системы проектного обучения – «Все из жизни, все для жизни».

    Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

    Исходные теоретические позиции проектного обучения:

    1) в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей;

    2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;

    3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;

    4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;

    5) глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

     

    Технология использования в обучении игровых методов

    Наибольший интерес, в образовательном процессе, представляют игровые технологии. Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры.

    Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

    ·        дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

    ·        учебная деятельность подчиняется правилам игры;

    ·        учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

    ·        успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

    1) Правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки.

    2) Игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету.

    3) Игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников.

    Существуют разные варианты классификации игр. Каждая игра уникальна, содержит в себе различные функции. Каждый вид игр помогает в развитии ребенка, как здорового человека, так и здоровой личности. При правильном подборе игр можно спланировать и создать условия для нормального развития и социализации ребенка.

     

    Технология обучение в сотрудничестве

    Педагогика сотрудничества - эта одна из технологий личностно – ориентированного обучения, которая основана на принципах:

    -взаимозависимость членов группы;

    - личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы;

    - совместная учебно-познавательная деятельность в группе;

    - общая оценка работы группы.

    Обучение в сотрудничестве рассматривается как метод обучения.

    Существуют несколько вариантов данного метода обучения.

    1 вариант (обучение в команде)

    В этом варианте особое внимание уделяется «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут в результате самостоятельной работе каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой, вопросом, подлежащим изучению. Поэтому задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, чтобы каждый член команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, а также в совместном решении поставленной перед группой проблемы.

    2 вариант обучения в сотрудничестве «Пила»

    Учащиеся организуются в группы по 4- 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (блоки). Каждый член группы находит материал по своей части. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу.

    Это называется «встречей экспертов».

    3 вариант метода обучения в сотрудничестве «Учимся вместе»

    Класс разбивается на разнородные (по уровню обученности) группы в 3—5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала.

    Достигнутые успехи, с одной стороны, влияют на результат групповой и

    коллективной работы, а с другой — вбирают в себя итоги работы других членов группы, всего коллектива, так как каждый учащийся пользуется тем, что получено как при самостоятельной групповой работе, так и при коллективной, но уже на следующем витке, при обобщении результатов, их обсуждении и принятии общего решения, либо при выполнении следующего нового задания, когда учащиеся используют знания, полученные и обработанные усилиями всей группы.

     

    Система инновационной оценки "портфолио".

    Портфолио (в широком смысле этого слова) — это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.

    Важная цель портфолио — представить отчёт по процессу образования подростка, увидеть «картину» значимых образовательных результатов, в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способность практически применять приобретённые знания и умения.

    Введение портфолио повышает образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что позволяет сделать выбор дальнейшего направления и формы обучения старшеклассниками более верными и ответственными.

    Типы портфолио.

    1. Портфолио документов — портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений.

    2. Портфолио работ представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, разного рода практик, спортивных и художественных достижений. Данный раздел портфолио оформляется в виде творческой книжки ученика с приложением его работ.

    3. Портфолио отзывов включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования, а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и её результатов. Портфолио может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем.

     

    Информационно-коммуникативные технологии

    В широком значении информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это использование вычислительной техники и телекоммуникационных средств для реализации информационных процессов с целью оперативной и эффективной работы с информацией на законных основаниях.

    Основной целью педагогов становится не только организация и ведение процесса овладения прочными базовыми знаниями и навыками учебы, но и формирование личности, способной адаптироваться к условиям современной

    жизни. При переходе к новым формам обучения, использующим сетевые технологии, возникает тенденция – ориентироваться на сеть распределенных образовательных ресурсов нового поколения, которые могут применяться в режиме коллективного доступа многих учебных заведений к единым образовательным ресурсам по сети Интернет.

    Этот путь открывает ряд неоспоримых преимуществ:

    ·      создаются предпосылки для обеспечения единой базовой подготовки учащихся независимо от территориального расположения учебного заведения, наличия собственных высокопрофессиональных педагогических кадров, образовательных ресурсов и пр.;

    ·      повышается наукоемкость, результативность и дидактическая эффективность образовательных ресурсов за счет активного использования современных средств вычислительной техники;

    ·      значительно сокращаются затраты на создание, поддержку и развитие образовательных ресурсов за счет исключения их массового тиражирования;

    ·      становятся принципиально доступными многим образовательным учреждениям или отдельным учащимся уникальные образовательные ресурсы.

    Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)». Информационные технологии обучения – это все технологии, использующие специальные технические средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Когда компьютеры стали широко использоваться в процессе образования, появился термин «новая информационная технология обучения».

    Обозначим основные дидактические требования, предъявляемые к информационно-коммуникационным технологиям в образовании с целью повышения эффективности их применения в образовательном процессе:

    ·        мотивированность в использовании различных дидактических материалов;

    ·        четкое определение роли, места, назначения и времени использования электронных образовательных ресурсов и компьютерных средств обучения;

    ·        организационная роль преподавателя в проведении занятий;

    ·        введение в технологию только таких компонентов, которые  гарантируют качество обучения;

    ·        соответствие методики компьютерного обучения общей стратегии проведения учебного занятия;

    ·        учет того, что введение в комплект учебных средств электронных образовательных ресурсов, компьютерных обучающих программ требует пересмотра всех компонентов системы и изменения общей методики обучения;

    ·        обеспечение высокой степени индивидуализации обучения и, одновременно, организация обучения как коллективного процесса;

    ·        обеспечение устойчивой обратной связи в обучении и др.

    ·        Применение общедидактических принципов обучения и реализация обозначенных требований к использованию в образовательном процессе ИКТ будет способствовать повышению качества подготовки.

     

    Дистанционная технология обучения (образовательного процесса) на современно этапе- это совокупность методов и средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.

    При осуществлении дистанционного обучения информационные технологии должны обеспечивать:

    • доставку обучаемым основного объема изучаемого материала;

    • интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения;

    • предоставление учащимся возможности самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала;

    • оценку их знаний и навыков, полученных ими в процессе обучения.

     

     

    Арт-технологии

    На современном этапе большой интерес представляют арт-технологии, сущность которых  заключается  в  применении  техник  разных  видов  искусств    в  образовательном процессе    как  средство  творческой  самореализации  и  способа  личностного  развития учащегося,  что  является  актуальным  с точки  зрения  здоровьесбережения  школьника  в условиях высокотехнологичной среды образовательного учреждения. 

    Основными формами проведения арт-технологий являются: мини-лекции, ролевые и деловые игры, видеообсуждение, концепты, групповые дискуссии.

    Мини-лекции  -  короткие  (до  15  мин.)  информационные  модули,  в  которых  в сжатой  форме  преподавателем  излагаются  теоретические  положения  рассматриваемой проблемы.  Эти  модули  могут  предварять  отработку  участниками  иллюстрируемых положений  (из  теории  -  в  практику)  и  подводить  итог  взаимодействию  в  группе  (из практики – в теорию).

    В  зависимости  от  вида  художественно-творческой  деятельности  выделяют направления арт-технологий:  библиотерапия,  музыкотерапия,  драматерапия, сказкотерапия, изотерапия.

    Применение  арт-технологии  в  образовательном  процессе  в  условиях высокотехнологичного  образовательного  учреждения  будет  способствовать  созданию благоприятного  социально-психологического  микроклимата;  снижению  напряженности; повышению стрессоустойчивости у субъектов педагогического процесса; формированию экопсихологической  культуры  личности  в  условиях  высокотехнологичной  среды образовательного учреждения

     

    Здоровьесберегающие технологии

    Если философия образования отвечает на вопрос " зачем учить?", а содержание образования - "чему учить?", то педагогические технологии отвечают на вопрос "как учить?" С точки зрения здоровьесбережения, ответим: чтобы не наносить вреда здоровью субъектов образовательного процесса - учащихся и педагогов. Таким образом, здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее "сертификат безопасности для здоровья", и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения.

    От правильной организации занятия, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Существуют правила организации урока на основе принципов здоровьесбережения.

    Правило 1. Правильная организация урока

    Правило 2. Использование каналов восприятия

    Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся

    Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности

    Правило 5.  Создание благоприятного психологического климата на уроке.

    В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в  конечном итоге  приводит и  к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

    На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что какая-то из них лучше, а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше. Выбор той или иной технологии зависит от:  контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д. Традиционные и  инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга. Не стоит отказываться от старого и полностью переходить на новое. Следует вспомнить высказывание  «Все новое – это хорошо забытое старое».

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Актуальная информация

    Правила поведения на воде в осенне-зимний период.   Подробнее

     

    Статья 159 Уголовного Кодекса РБ "Оставление в опасности". Подробнее

    Игровая зависимость. Памятка для родителей. Подробнее

     

     

    Полезные ссылки

    Веб-квест

    questschool9.usite.pro/

     

    Спецобразование

    soschool9.usite.pro/

     

     

     

     

     

     

                 

    edu-shop.byy - Каталог продукции и услуг реализуемых учреждениями образования Минской области 

    Вышестоящий орган управления: Отдел образования, спорта и туризма  Борисовского райисполкома

    Администратор сайта Готто О.С.  © 2014-- borschool9.unibel.by

    Сайт зарегистрирован в Государственном регистре информационных ресурсов РБ.

    Регистрационное свидетельство №: 6141202788  от 14.06.2012г.